типология политического лидерства (часть 2)
в) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные (божественные) способности лидера, на культе его личности. Понятие «харизма» взято М. Вебером из раннехристианской литературы и означает «божественность», «божественный дар». Это понятие он применяет к человеку, который выделяется из среды обыкновенных людей своими незаурядными качествами и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями, своего рода «божественным даром». Харизматическое лидерство, по мнению М. Вебера, возникает в критических ситуациях, когда в обществе возникает острая неустойчивая обстановка, накопилось много противоречий и опасностей, способных подорвать существующий порядок и безопасность граждан. Зачастую это порождает в политическом сознании надежды на «чудо», «сильную руку», способную вывести страну из критической ситуации, разрешить накопившиеся противоречия. Постсоветский период дает многочисленные примеры появления и существования такого лидерства.
Широко известна в западной политологии типология политического лидерства, разработанная американским политологом бихевиористского направления Гарольдом Лассуэлом. Он, в частности, сформулировал концепцию «политического психоанализа», в которой выявил, что важнейшим фактором, обуславливающим отношение индивида к политике, является «психологический механизм его личности». Опираясь на этот критерий, он выделил три типа политиков: администратор, агитатор, теоретик. Такая типология правомерна, ибо она совпадает с реалиями политической действительности.
(типология политического лидерства) Назад Далее (стили политического лидерства)