правовое гражданское общество
Как отмечалось выше, среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства является наличие развитого гражданского общества. Правовое государство призвано обслуживать потребности гражданского общества, назначение которого заключается в обеспечении свободы и благосостояния людей.
Проблема гражданского общества, так же как и правового государства, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, волновавших лучшие умы человечества на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства и разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, являлся причиной многих социальных конфликтов, революций, политических переворотов и гражданских войн. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества. Три основных элемента отражают состояние гражданского общества: человек, общество, государство и их взаимосвязь. Не случайно большинство конституций мира начинаются с раздела «Личность. Общество. Государство».
Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским.
Что же означает понятие «гражданское общество», когда возникла его концепция, какая реальная практика, его основы, взаимосвязь с правовым государством. Словосочетание «гражданское общество» (от греч. и лат. civitas sive, societas civilis) условно, ибо «негражданского», а тем более «антигражданского», общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Однако родовое, догосударственное общество нельзя назвать гражданским в силу его примитивности, незрелости, отсутствия таких понятий, как «гражданин», «гражданство». Выражаясь строго научно, не могло быть гражданским и рабовладельческое общество. Во-первых, в Античной Греции не было деления на государственные и общественные дела, быть членом общества означало одновременно быть гражданином государства. Политическое или общественное охватывало все сферы жизни города – полиса: власть, семью, религию, образование и т.д. Во-вторых, значительную часть своих членов античное общество не признавало свободными и равноправными: рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны свободных членов общества. То же самое можно сказать и о феодальном обществе с его крепостнической зависимостью.
(предпосылки правового государства) Назад Далее (формирование гражданского общества )