Политология

геополитика, глобальные проблемы современности, политическая идеология, лекции по политологии




стадии избирательного процесса

Деятельность государства по подготовке и проведению выборов называется избирательным процессом. Выделяют несколько стадий избирательного процесса.

1. Назначение даты выборов. Она может быть определена уполномоченным органом в соответствии с законодательством страны (парламентом, президентом, премьер-министром). В ряде стран дата выборов определена в конституции. В США, например, президентские выборы проводятся в первый вторник ноября месяца каждого високосного года.

2. Регистрация избирателей, составление их списков. В настоящее время в основном используются две формы регистрации: обязательная, когда само государство составляет списки избирателей на основании сведений об их проживании на данной территории (Беларусь, Россия и др.), и добровольная, которая предполагает, что избиратель сам должен зарегистрироваться на избирательном участке (США).

3. Образование избирательных округов и избирательных участков.

4. Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом создается центральный избирательный орган (в РБ – Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов), территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии.

5. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. Оно возможно несколькими способами: самовыдвижение, выдвижение группой избирателей, политическими партиями, различными общественными объединениями. В советские времена кандидаты в депутаты выдвигались только трудовыми коллективами. Эта практика частично сохранилась в РБ и сейчас.

6. Регистрация кандидатов и партийных списков при пропорциональной избирательной системе.

7. Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов. Она подразумевает действия непосредственных участников выборов: разработку предвыборных программ, агитацию, различные формы работы с электоратом. Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются разнообразные средства: реклама в средствах массовой информации (СМИ), особенно на телевидении, участие в политических дебатах, различных шоу, обход квартир избирателей активистами кандидата, адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям, раздача атрибутов партийной символики, граффити и др.



(принципы избирательного права (часть 4), принцип тайного голосования) Назад      Далее (стадии избирательного процесса (часть 2))