стадии избирательного процесса (часть 2)
На повышение активности избирателей направлен политический маркетинг (от англ. market – рынок), означающий совокупность теорий, методов и средств, с помощью которых политические институты и организации разрабатывают свои программы и влияют на поведение граждан. Составной частью политического маркетинга является избирательный маркетинг. Он означает совокупность определенных правил и методов, используемых политическими силами и отдельными личностями для успешного проведения избирательной кампании. В чём-то она напоминает рынок, где есть свои продавцы (кандидаты), покупатели (избиратели), товар (программы, идеи, платформы), а также своя денежная единица – голос избирателя.
8. Проведение процедуры голосования в день выборов (или досрочное). Сам термин «голосование» пришел из античной Спарты, где высший орган власти формировался в ходе общего собрания общими криками. А выбранным считался тот спартанец, за которого кричали громче всех. Подобная практика принятия решений имела место в Полоцком княжестве в XII веке (народное вече). Из античных Афин пришла и избирательная урна. В нее греки опускали черные и белые камни (своеобразные бюллетени), голосуя «за» или «против» решения. Подобным образом граждане афинского полиса приговорили к смерти Сократа. Современное голосование производится разными способами: чаще бумажными бюллетенями, а также с применением ЭВМ, путем нажатия на кнопки или давления на рычаги (в США). При выборах органов местного самоуправления в небольших селениях – открытым голосованием путем поднятия рук.
9. Подсчет голосов и установление итогов голосования.
10. Разбор жалоб и разрешение споров.
11. Окончательное определение результатов выборов и их опубликование в СМИ.
12. Введение в должность победивших кандидатов.
13. Возможное проведение повторного голосования или повторных выборов (при отсутствии необходимой явки избирателей).
Избирательный процесс в большинстве стран регламентируется определенными правовыми нормами, правилами, содержащимися в конституции и соответствующем законодательстве.
1. Обеспечение равенства возможностей (предоставление равного лимита расходов, ограничение суммы привлекаемых средств, равный доступ к СМИ и др.).
2. Принцип лояльности и уважения по отношению к политическим противникам в предвыборной борьбе.
3. Принцип нейтралитета со стороны государственного аппарата.
(стадии избирательного процесса) Назад Далее (типы избирательных систем и их характеристика)