типы политической культуры
Важной характеристикой политической культуры является её типология. Сейчас существует довольно обширная типология политической культуры, исходящая из разных критериев:
- по характеру организации политической жизни различают рыночную и этатистскую политические культуры (Э. Баталов, И. Шумпетер). Рыночная политическая культура понимается и организуется как разновидность бизнеса и рассматривается как акт свободного обмена деятельностью. Её основными элементами являются – ориентация на конкурентную борьбу, индивидоцентристские установки, ориентация на спонтанность, саморегулирование в отправлении политических и иных функций.
Этатистская политическая культура – это культура, которая главенствующую роль в организации политической жизни и определении условий политического участия отводит государству. Это культура ограничения конкурентной борьбы, для которой интересы целого (государства, нации, класса, какой-либо организации) выше частных, индивидуальных интересов;
- по отношению к инновациям (Р. Шварценберг, А. Боднер) выделяют открытую (ориентированную на иннокультурный, общечеловеческой опыт и общение) и закрытую (ориентированную на собственные локальные образцы и нормы) культуры;
- по цивилизационному фактору (Н. Данилевский, А. Тойнби и др.) различают западную, восточную и восточноевропейскую политические культуры. Они сформировались на разных социально-экономических отношениях и политических процессах. В частности, для восточноевропейской политической культуры, которая сформировалась в условиях «срединного» географического положения, в результате взаимодействия западных и восточных ценностных ориентаций, при доминирующей роли государства в регулировании общественной жизни, как следствие определяющего воздействия идеалов и ценностей православного христианства, доминирования силовых методов разрешения кризисных и конфликтных ситуаций, дуализма власти и народа, экстенсивной экономики присущи – социокультурный раскол взаимооппонирующих политических культур (народа и элиты); доминирование в общественном сознании ценностей групповой справедливости («правды», коммунитаризма (коллективизма), уравнительного равенства; этатизм сознания, отсутствие рациональности в западном понимании, неприятие инакомыслия, индивидуализма и конкуренции, доминирование идеологических ценностей над целевыми; иррациональный авторитет власти персонифицированное восприятие её («добрый царь», «хороший вождь» и т.д.); ориентация не на личную активность, а на государственный патернализм и другие ценности;
(функции политической культуры) Назад Далее (типы политической культуры (часть 2))