Политология

геополитика, глобальные проблемы современности, политическая идеология, лекции по политологии




теории демократии (часть 2)

Более ярко идеи коллективистской демократии отражены в коммунистических утопических учениях Т.Мора, Э. Кабе, трудах Ж.–Ж. Руссо. В частности теория демократии Ж.–Ж. Руссо исходит из принадлежности всей власти народу образованному путем добровольного слияния. Образование народа как целого означает полное отчуждение прав каждого в пользу всей общины (См. Ж.–Ж. Руссо, Трактаты. М. 1969, с. 161). С этого момента личность теряет свои права, они ей не нужны, ибо целое государство заботится о своих членах, а граждане, в свою очередь обязаны думать о благе целого – государства.

При такой демократии исключаются противоречия, конфликты между индивидами и государством, в результате устраняется почва для протестов, частных интересов. Частный интерес представляет собой патологию и поэтому он подавляется. Именно народ обладает общей волей, неотчуждаемым суверенитетом. Народ может быть представлен только самим собою, а не избранными представителями, он представляет законы и деятельность правительства. «Если кто-либо, – писал Ж.–Ж. Руссо, – откажется подчиниться общей воле, то он к этому будет принужден всем организмом, а это значит не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным» (там же, с. 164). Подобное утверждение повторял лозунг, украшавший ворота советского Соловецкого концентрационного лагеря 30-х гг. ХХ века «Железной рукой загоним все человечество к счастью!»

Идеи Ж.Ж. Руссо (принцип народного суверенитета, прямого голосования и др.) нашли свое выражение в Конституции Франции 1789 г. и послужили к оправданию якобинского террора.

Тоталитарная направленность теории демократии Ж.–Ж. Руссо получила дальнейшее развитие и практическое завершение в ленинской и сталинской теории демократии, а также в реальных моделях «социалистической демократии». Политика осуществления идей социалистической коллективистской демократии привела к появлению нового класса – номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих.



(теории демократии) Назад      Далее (черты коллективистских теорий демократии)