происхождение государства (часть 2)
– патриархальная теория (от греч. pater – отец) рассматривает государство как одну большую семью, возникшую вследствие соединения родов в племена, племен – в другие большие общности и т.д. Опекунская власть отца в большой семье автоматически переносилась на другие общности, в том числе и на государство. Это теория близка по содержанию к антропологической концепции Аристотеля, хотя возникла она в XVIII веке: ее автором является английский философ Р. Фильмер. Он утверждал, что государство является расширенной формой патриархальной власти во имя всеобщего блага;
– договорная концепция появилась как результат соглашения народа с определенным лицом или группой лиц, которым передается часть их прав в целях обеспечения порядка в обществе и защиты граждан. Авторы этой концепции Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж–Ж. Руссо и др. Важным мотивом создания государства являются опасения за жизнь, свободу, собственность, стремление избавиться от войн и иных потрясений. В основе данной концепции лежит сила разума, сознания, веры в то, что только государство способно достойно обеспечивать естественные, неотчуждаемые права человека – на жизнь и здоровье, на собственность и свободу;
– социально-экономическая концепция исходит из того, что государство возникло в результате развития общественного разделения труда между различными социальными слоями. Управленческий труд в целях повышения его эффективности также выделился в отдельную отрасль, что привело к образованию специального органа – государства. Согласно Платону, философы осуществляют власть, воины охраняют государство, землевладельцы и ремесленники производят материальные блага, обеспечивая себя и первые два сословия всем необходимым для жизни;
(происхождение государства) Назад Далее (происхождение государства (часть 3))