основа правового государства
Правовое государство является порождением Нового времени: ни античность, ни средневековье его не знали. Однако, представления о государстве, действующем на основе закона, начали появляться на ранних этапах человеческой цивилизации. Так, Платон различал два вида устройства государства: 1) где над всеми возвышаются правители, и 2) где над всеми возвышаются законы (и здесь закон есть владыка над правителями, а они – его рабы).
С идеей правового государства мыслители античности связывали поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Ученые древности разрабатывали ряд важнейших положений, которые легли в основу последующих представлений о правовом государстве:
– о равенстве людей по естественному праву (стоики, римские юристы);
– об общеобязательности закона не только для граждан, но и для государства, его правителей (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий). «Там, где отсутствует власть закона, – писал Аристотель, – нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…»;
– о власти закона, как сочетании силы и права (Солон, Аристотель);
– о государстве, как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке» (Цицерон) и др.
Государственно-правовые идеи и формы правления античности оказали значительное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве.
В начальный период разложения феодальных отношений идеи о лучшем государственном устройстве излагали Н. Макиавелли и Ж. Боден. Основную цель государства Макиавелли видел в возможности свободного владения имуществом и обеспечении безопасности для каждого гражданина. Рассматривая формы государственного правления, предпочтение отдавал республике, по его мнению, в большей мере отвечающей требованиям равенства и свободы. Ж Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства – в обеспечении прав и свобод.
(правовое государство) Назад Далее (основа правового государства (часть 2))