концепция правовой государственности
Значительный вклад в разработку современной концепции правовой государственности внесли такие представители либерализма XVII-XVIII веков, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и более позднего времени И. Кант, Т. Джефферсон, Г.-В.-Ф. Гегель и др. Эти мыслители считали, что на смену полицейскому бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти, в нем совершенно иные, чем в абсолютистском. Для правового государства характерно ограничение государственной власти, действие ее на основе конституционного права, моральных норм. Так, И. Кант выдвинул идею всеобщего обязательного нравственного закона, которому должны подчиняться все люди, независимо от их происхождения и социального положения. «Право, основанное на нравственном законе, – считал Кант, – должно определять границы поведения людей, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других».
В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в отношении к гражданину. Устройство такого государства непосредственно связывалось с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.
Согласно учению Гегеля, государство является наиболее совершенной организацией общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей «царство реализованной свободы». Высшие нравственные ценности человека могут быть реализованы только в государстве и через государство. Значимость гегелевских взглядов на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное – это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и отдельной личности.
(основа правового государства (часть 2)) Назад Далее (государство и право, К. Маркс)