Политология

геополитика, глобальные проблемы современности, политическая идеология, лекции по политологии




функции политической коммуникации

Массовая политическая коммуникация выполняет в обществе определенные функции:

1. Информационная функция отвечает за распространение в обществе необходимых сведений и знаний о политической системе, государственном устройстве и политическом процессе. Обычно это осуществляется двумя способами. Вербальный (словесный) способ включает речи лидеров, передачу хроники событий по СМИ, митинги, статьи и книги, т.е. все виды политического информирования через знаково-языковые (семантические формы).

К невербальному способу относится мимика, жесты, движение тела, диапазон речи, смех, язык этикета в поведении, разная символика и др.

2. Функция социализации удовлетворяет потребность членов общества в информации, в налаживании, расширении, углублении и развитии межличностных, групповых и межинститутских контактов. Она нужна для выработки у граждан необходимых норм политического поведения, для ориентировки человека в огромном мире социальных явлений, для усвоения им социального опыта предшествующих поколений и современников. Очень важное значение для человека имеет приобщение к группе, сопричастность с её жизнью, особенно к той, которая для него как личность интересна, авторитетна. Члены этой группы могут служить примером для подражания. Таким образом, функция социализации играет роль превращения человека в сознательного члена общества, в единицу социума.

3. Регулятивная функция направлена на то, чтобы выработать оптимальный механизм взаимодействия между элементами политической системы – государством и гражданским обществом, политическими институтами, организациями и корпорациями. Главную роль здесь играет идеология, право, обычаи и традиции, на основе которых (а они выступают как коммуникативные инструменты) проходит, осуществляется регуляция политических отношений в обществе.

4. Функция контакта выводится из необходимости человека, получившего информацию как реципиент, поделиться мнением с другим человеком, даже с незнакомым и в любом месте – в транспорте, магазине, в рабочем коллективе и др. Характерно, что окончательное формирование впечатления от полученной информации происходит лишь после обмена мнением с другими реципиентами. Таким образом, массовая коммуникация имеет двухступенчатый характер: услышал, затем обсудил. Кроме этого, может происходить самоутверждение, когда слушатель находит подтверждение своим взглядам и вкусам. Это поднимает личный статус, делает человека более активным в общественных делах.



(структура политической коммуникации) Назад      Далее (средства политических коммуникаций)