средства массовой информации
Важнейшим, пожалуй, главным каналом и средством политической коммуникации являются средства массовой информации (СМИ) они настолько ёмкие и значительные, что рассмотрению их роли в политической жизни общества отводится весь второй вопрос темы.
Средства массовой информации (СМИ) или, как сейчас модно их называть «масс-медиа», представляют собой совокупность предприятий, учреждений, организаций, созданных для открытой публичной передачи различных сведений с помощью специального технического инструментария. К СМИ относятся различные массовые справочники, пресса, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись, Интернет. Это огромной значимости канал массовой политической коммуникации, через который происходит основной информационный процесс. СМИ являются не только средством, каналом коммуникаций, но и их составной частью, причём, самой активной, которая постоянно обогащает, формирует и изменяет весь организм взаимосвязи и отношений в обществе. Не случайно, что некоторые политологии даже стали (ошибочно) считать средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК) индентичными, а названия – синонимами. Бесспорно, что СМИ в демократических странах все больше и больше набирают силу и самостоятельность. Еще в 1840 году О. де Бальзак, предчувствуя будущее значение информации, назвал СМИ «четвертой властью».
Исторически СМИ вышли на политический рынок как орган партийной печати, а затем, все расширяющейся читательской аудиторией сотен газетных изданий. Газеты приучили читателей чувствовать себя участниками общесоциальных и политических процессов. С появлением электронной техники СМИ сделались не просто такими же первичными институтами политической социализации, как семья, церковь, система образования, а стали их перекрывать, оттеснять на второй план. Обозреватели популярных изданий, радио и телекомментаторы, ведущие репортеры и специалисты по рекламе стали видными выразителями общественного мнения, вошли в круг высшей интеллектуальной элиты. Политические журналисты стали творцами многих политических мифов и идей, вдохновляющих граждан на политическое участие, масс-медиа стали разжигать, локализовать или гасить конфликты. СМИ сегодня могут влиять на отношения между государством и гражданским обществом, между «верхами» и «низами» общественного устройства.
(средства политических коммуникаций) Назад Далее (средства массовой информации (часть 2))