Политология

геополитика, глобальные проблемы современности, политическая идеология, лекции по политологии




функции сми

Так уже сложилось, что средства массовой информации в зависимости от режима власти работают в «неодинаковом ключе» в процессе воздействия на аудиторию. Рациональный аспект воздействия направлен на разум человека. Он преобладает в демократических государствах как модель массовых коммуникаций, которая рассчитана на формирование убеждения с помощью аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Здесь практикуется состязательность различных взглядов в борьбе за внимание аудитории.

Другой аспект иррациональный или эмоциональное воздействие. Он широко используется СМИ, что обслуживают тоталитарные или диктаторские (авторитарные) режимы, и знающие, что через живое слово и зрительный образ можно вызвать бурю чувств, которая затмит, захлестнет разумное и логичное. Здесь освобождается место для разжигания национальной и религиозной розни, хорошо проходят методы психического внушения, основанные на страхе.

Средства массовой информации, будучи неформально «четвертой властью» в государстве, располагают определенными функциями. Основные из них полностью совпадают с функциями массовой политической коммуникации. Это функция информационная, социализации, регулятивная, мобилизационная и др. О них уже шла речь в первой части нашей лекции.

К собственным функциям масс-медиа можно отнести, прежде всего, функцию политической манипуляции, которая представляет собой скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки их собственным интересам. Подробнее о методах манипулирования поговорим несколько позже.

Следующей функцией можно назвать практику СМИ критиковать и контролировать. Эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Здесь могут быть самостоятельные журналистские расследования, а после обнародования результатов которых порою заводятся уголовные дела, принимаются важные политические решения, создаются специальные комиссии.



(средства массовой информации (часть 2)) Назад      Далее (функции сми (часть 2))